Аудиторские риски застрахованы

аудиторские риски компании застрахованы на 1 млн. гривен.>>

Лидер отрасли 2010

согласно результатам национального бизнес рейтинга >>

НАШ ТЕЛЕФОН+38 044 569 1562
  • Уникальный комплексный продукт

    Комплекс услуг для снижения рисков и повышения доходности предприятия

  • Due Diligence

    Всестороннее исследование деятельности компании

Консультации

Применение штрафных санкций за нецелевое использование наличных

12 сентября 2011 г.

Согласно п. 2.9. «Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине», утверждено постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 г. N 637, наличная выручка (наличность) предприятий (предпринимателей), в том числе наличность, полученная из банка, используются ими для обеспечения потребностей, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам).

Согласно п. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности», в случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Национальным банком Украины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению - в размере израсходованной наличности.

Мы также ознакомились с письмом НБУ от 01.04.2005 г. N 11-113/1077-3214, согласно которому полученные в банке по денежному чеку на определенные цели собственные денежные средства (например на командировки работников) при необходимости (в том числе и при неожиданном изменении обстоятельств), могут быть направлены их собственниками на другие хозяйственные расходы предприятия.

Исходя из приведенного, высказываем свое мнение относительно этого.

Во-первых, Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» является действующий, а его официального толкования, в части нас интересует, не существует. Следовательно, возможность его применения не ограничена.

Во-вторых, в Указе идет речь не о все наличные, а только наличные полученную в учреждении банка; о наличности полученную другим путем речь не идет.

В-третьих, согласно Положению, наличные предприятий, в том числе наличность, полученная из банка, используются ими для обеспечения нужд, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязанность язковими платежами).

Такая формулировка лишь говорит об общем целевом назначение использования наличных: для функционирования предприятия и для расчета с бюджетом.

Однако, такая формулировка, на наш взгляд, не исключает более четкого (специального) целевого использования наличных средств в пределах общего целевого использования: для расходов, выплаты заработной платы и тому подобное.

В письме НБУ в качестве обоснования приведен Гражданский кодекс Украины по которым субъекты хозяйствования могут свободно распоряжаться собственными средствами (статьи 1066, 1067, 1068, 1074). Мы не оспариваем эти положения, однако существует большое количество нормативных актов, которые эти права ущемляют. В частности, в самом Положении установлены предельные суммы наличного расчета, то есть прямое ограничение.

Таким образом, на наш взгляд, существует риск применения Указа в случае нарушения целевого использования наличных: Письмо ГНА Украины от 05.05.2011 г. N 12601/7/19-0217 является прямой рекомендацией для подчиненных налоговиков по применению Указа.

Согласно статье 33 Закона Украины «О Национальном банке Украины», для обеспечения организации наличного денежного обращения Национальный банк осуществляет определение порядка ведения кассовых операций для банков, других финансовых учреждений, предприятий и организаций.

Письму НБУ от 01.04.2005 г. N 11-113/1077-3214 фактически осуществил определение порядка ведения кассовых операций. Это письмо не является нормативным актом (ст. 56 Закона Украины «О Национальном банке Украины»), он является лишь ответом конкретному адресату. а потому невозможно ссылки на него как на документ, который предоставляет предприятию определенные права.

Кроме того обращаем Ваше внимание на разъяснения Государственной налоговой администрации Украины в Единой базе налоговых знаний (прилагается) о применении штрафных санкций, предусмотренных Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» в случае нецелевого использования средств:

«Согласно п. 2.9 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15 декабря 2004 года N 637 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 за N 40/10320 (далее - Положение), наличная выручка (наличность) предприятий (предпринимателей), в том числе наличность, полученная из банка, используются ими для обеспечения нужд, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам ).

Пунктом 1 Указа Президента Украины от 12 июня 1995 года N 436/95 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности", предусмотрена ответственность за использование субъектами хозяйствования полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначения в виде штрафа в размере израсходованной наличности.

Нецелевым использованием наличных средств является их расходование на цели, не связанные с ведением хозяйственной деятельности. "

Учитывая вышеупомянутое, единственным выходом из ситуации, на наш взгляд, является получение персонального ответа на поставленный вопрос для Вашего предприятия от НБУ.